До вывода товара на рынок многие компании регистрируют обозначение продукта как товарный знак. Доля регистрируемых обозначений зависит от отрасли. По нашему опыту для рынка пищевой промышленности это 70-80%.
Каждый рынок имеет свой класс МКТУ, он упрощает поиск товарных знаков. Например, у продуктов питания 29 класс.
Можно мониторить появление новых товарных знаков и заявок на них, далее прогнозировать действия конкурентов, появление новых продуктов на рынке.
Первым шагом найдем товарные знаки в бесплатных базах.
Советуем пользоваться сервисом Tmview. Это наиболее полная база среди бесплатных. Она содержит около 80% товарных знаков РФ.
Заходим на сайт, выбираем страну поиска (Россия), вводим класс МКТУ и, чтобы посмотреть только новые товарные знаки, — ограничиваем дату поиска. Система нашла 877 товарных знаков.
Вторым шагом ищем заявки на товарные знаки. Это более актуальная информация в рынке, ведь заявку можно посмотреть на 1-2 года ранее товарного знака. Например, конкурент подал заявку на товарный знак в августе 2017 г. Сам товарный знак появится в базах не ранее августа 2018 г., а заявку публикуют уже в сентябре-октябре 2017 г.
Только в платных базах можно искать заявки на товарные знаки. Мы пользуемся базой данных Эдвакс.
Вводим класс МКТУ, название фирмы конкурента и получаем информацию о его заявках на товарные знаки. Так делаем для каждого конкурента.
Третьим шагом просматриваем найденные товарные знаки и заявки на них. Анализируем кому они принадлежат, когда поданы, как выглядят, с каким товаром будут использоваться и т.д.
Четвертый шаг — ищем упоминания товарных знаков в открытых источниках Интернета, социальных сетях. Для этого можно использовать сервисы: Яндекс Новости, Google Alerts, Google Trends, VKPUB, Яндекс.Блоги, Iqbuzz, Brandspotter, SemanticForce, Popsters, FeedSpy, SocialMention, Mention, Brand24, Hootsuite, IceRocket и другие. Сервисы помогают узнать более подробную информацию о товарном знаке: с каким товаром будет использоваться, когда и где планируется выход нового продукта и т.д. Всю информацию заводим в таблицу, визуализируем и обновляем 1 раз в 1-2 месяца.
В итоге у нас достаточно полная картина о будущих товарах на рынке.